Такой темы, как работа в асане, мы решили коснуться, потому что считаем выполнение асан более сложным процессом, чем зачастую людям подаётся в средствах массовой информации и во многих фитнес-клубах.
Прежне всего, говоря о работе в асане, сразу внесём некоторую разделительную черту между гимнастическим выполнением определённого положения тела, даже очень сложного, и выполнением асаны. Этот водораздел проходит там, где начинается работа с энергией. На первом этапе освоения асаны как ключа для входа в определённое, специфическое состояние психики происходит работа со своими ощущениями, дыханием, наблюдение за изменением движения в энергетических потоках тела.
Для корректного выполнения асаны необходим гармоничный вход, выход в асану. Эти неотъемлемые этапы практики асаны (вход и выход) сродни ритуалу приветствия и прощания, которые выполняют подготовительную работу, с одной стороны, и устраняют допущенные некорректности в выполнении асаны, с другой стороны. Разделим путь освоения асаны на несколько этапов.
- Знакомство с асаной. Освоение входа и выхода в асану. При выполнении асаны есть неприятные ощущения. Асана не получается (далека от идеальной формы).
- Последовательность входа и выхода изучена, осваивается слаженность движений с ритмом дыхания. Есть дискомфортные состояния в мышцах, но они становятся более управляемыми и иногда перемежаются приятными ощущениями.
- Синхронизирован ритм движения на входе и выходе с ритмом дыхания. Задержка дыхания в асане увеличивается, становится приятной. Идёт работа с деталями и точностью выполнения.
- После входа в асану проявляется естественное желание находиться в ней как можно дольше из-за испытуемого в ней приятного состояния. На этом этапе осваивается умение управлять этим желанием, ограничивая время пребывание в асане ощущением достаточности. Когда это освоено в асане становятся видны, ощущаемы русла движения энергии, перераспределения её в организме.
- На основе приобретённого чувствования движения внутренних энергий и отработки западения на кайфовых состояниях, получаемых в асане, осваивается сознательное управление внутренними энергетическими потоками в теле. На этом этапе более чётко откалибровываются состояния, получаемые в асане и её разновидностях.
- Этот этап предполагает работу с внешними источниками или потоками энергии, энергетическую прокачку организма вцелом и отдельных каналов, адаптацию структур тела к различным видам энергии. Этими энергиями могут быть как энергии земных стихий, так и энергии космические. Гармоничная работа с энергиями нашей планеты, космическими энергиями разного уровня приводит к корректному развитию всех тел человека, их органов и структур.
- На этом этапе, благодаря освоению широкого спектра новых для человека энергий, он может попадать в изменённые состояния сознания, которые в йоге называются термином Самадхи. У людей с различным устройством тел души может встречаться от 9 до 60 таких состояний. Важным моментом на этом этапе является созерцание, наблюдение и понимание тех эффектов, которые происходят в связи с пребыванием в изменённом состоянии сознания в данной асане. Под эффектами мы понимаем появление и усиление сверхординарных способностей практикующего йогу.
Выполнение асан, да и практика йоги в целом – это творческий процесс. Поэтому, практикующий данную ступень йоги в сочетании с пранаямами, концентрацией сознания, созерцанием внутренних процессов при выполнении асаны может находиться в различных функциональных состояниях психики. Перечислим эти состояния, отражающие определённую функцию, свойственную любой особи: Творец, Управитель, Хранитель, Санитар (Целитель) Палач (Маг), Воин. Различным этапам освоения асаны присущи разные состояния. Однако, если начинающий практиковать йогу желает чтобы практика такой ступени, как асана, давала развивающий и омолаживающий эффект, ему необходимо при выполнении асаны находиться в состояниях, присущих функции Творца или Санитара, т.е. в состоянии управляемого творчества.
От всей души желаем успехов в освоении данной ступени йоги, которая может стать добрым помощником в вашем гармоничном духовном развитии.