Духовное развитие с нашей точки зрения – это путь осознания природных законов на различных уровнях их проявления и естественное самоограничение своего поведения в рамках этих законов. Путь прохождения человеком или йогином различных варн является основополагающим путём духовного развития без отрыва от социальной жизни.

Как показывает опыт, практика и наблюдения за людьми, практикующими йогу, выделяются три основные категории практиков. Две категории являются преимущественными (их выбирает большая часть людей). Третья является, скорее, исключением. Самая большая категория, в основном, практикует йогу на занятиях, семинарах, йоговских тусовках. Эта часть жизни занимает достаточно большое место, но, всё же, дополнительная по отношению к их основной деятельности. Из этой категории часть людей переходит в категорию преподавателей, мастеров йоги с одной стороны. С другой стороны, могут стать адептами какого-то учения, становясь приверженцами, учениками, монахами этого движения. Таким образом, они выбирают монашеский путь, что является, по сути, путём ухода из социальной жизни.

Третий путь – когда йоговская практика вплетается в повседневную социальную жизнь человека, зачастую незаметно для окружающих. Основное занятие йогина, по которому он представлен в социуме, является лишь одной из ступеней его жизненного пути (дхарма) и меняется в связи с заполнением соответствующего уровня отражения сознания.

Так как путь развития, и особенно духовного развития является болезненным процессом, то для человека, выбравшего путь духовного развития в рамках социума, важно знать признаки перехода из варны в варну. В таком случае эти переходы будут менее болезненными и более осознаваемыми.

Ниже мы попытаемся осветить внутреннюю мотивацию, возникающую у человека, которая указывает на то, что его душа готовится к переходу из варны в варну.

Переход из Вумстаха в Шудру

Так как вумстах – это человек, имеющий заполненный только один уровень сознания (осознаёт себя более-менее полноценно только на уровне одного из тел), говорить о сознательном движении преждевременно. Однако, для Учителя йоги необходимо понимать какие события в жизни вумстаха (оборотня) могут перенести его на уровень человека. Вумстах, преимущественно, мотивирован в своих действиях инстинктами. И поэтому точкой перехода на уровень следующей варны может служить ситуация, когда человек уровня вумстах пожертвовал своей жизнью ради жизни другого или ему удалось совладать с энергией страха и совершить поступок во благо других не основанный на влиянии инстинкта личного выживания.

Переход из Шудры в Гугоущи

Душа, находящаяся на уровне шудры уже согласует свою жизненную деятельность с нормами, существующими в социуме. Обычно, это простые формы деятельности, не требующие постоянного повышения квалификации и включающие в себя достаточно примитивные цепочки действий. Внутренним основанием для осуществления действий есть потребность в стабильности своих физиологических потребностей. Поэтому видом деятельности, которые занимают души на уровне шудр, присущи повременная оплата труда и отсутствие внутренней ответственности за выполняемый участок работы.

Исходя из вышеперечисленного момент перехода из варны шудр в варну гугоущи является, с одной стороны, пресыщенность однообразным спектром удовольствий. С другой стороны происходит осознание человеком потребности в оценке своего труда со стороны окружающих, проявление своей индивидуальности через творчество в труде. Тем самым появляется желание освоить весь технологический цикл, чтобы быть независимым от других, с одной стороны, и тем самым взятие ответственности за выполненную деятельность на себя – чтобы все лавры достались ему.

Переход из Гугоущи в Вайшью

Потребность в переходе из варны в варну возникает у человека, когда реализованы желания, которые были мотивом его деятельности в предыдущей варне. В частности, на уровне варны гугоущи человек реализовал свою потребность в признании, значимости, славе, потребности души к созданию новых форм, подключение к творческим энергиям, доведению своей профессии до уровня искусства. Со стороны внешнего мира в отношении его продуктов творчества идёт всё более и более расширяющийся запрос. Однако личных сил на удовлетворение этих запросов недостаточно и возникает необходимость в организации коллектива специалистов данной направленности под его началом (именем). Это приводит к потребности освоения уровня организации, управления такими этапами как созидание новых форм, услуг, их производство в массовом количестве, сбыт и др.

Первичный девиз гугоущи – «красота спасёт мир» на уровне вайшью трансформируется в мотив всеобщей занятости и благополучия. В основе своей деятельность вайшью мотивированна получением выгоды, прибыли. Реализация его деятельности связана с одной стороны с профессионалами, находящимися под его управлением и с благосостоянием общества, которое выступает потребителем плодов деятельности, с другой стороны.

На уровне вайшью человек впервые сознательно формирует некоторые сообщества людей и становится его управителем. На уровне данной варны, впервые, человек осознаёт свою принадлежность к одной из цивилизаций.

Переход из Вайшью в Кшатрия

Человек, принадлежащий к варне кшатриев в своей деятельности, мотивирован служением, будь то служение Природе, идеалам, Родине, управителю, клану. Служение той структуре, к которой он себя причисляет или соотносит, мотивирует кшатрия к познанию и наработке способов, методов управления собой, людьми, социальными институтами и процессами. Всё это позволяет приобретать власть того уровня, который необходим для установления того миропорядка, идеалам которого он служит.

Отличительной особенностью деятельности кшатрия является то, что, по сути, на кону его деятельности является его жизнь (например, телохранитель).

 

продолжение следует…