На самом дели, если обратиться к древней йоге, то мы увидим, что классическая йога и верование в определенного Бога( с определенным именем) не связаны между собой. Примером этого, обратитесь к «Йога Сутра» Патанджали. Именно он собрал максимально различных сведений и учений о йоге в одну книгу, и тем самым выделил йогу в отдельную систему, которая состоит из восьми ступеней. В кратце напомню их:
— Яма означает самоконтроль, который состоит из 5 универсальных моральных принципов:
1) ахимса – ненасилие,неубиение;
2) сатья – правдивость;
3) астея – неворовство;
4) апариграха – не копить, не соберать ;
5) брахмачарья – благочесивое поведение,контроль над половым влечением.
— Нияма ,5 добровольных самоограничений ведущих к духовному росту:
1) шауча – чистота;
2) сантоша – удовлетворенность;
3) тапас – аскетическое усилие;
4) свадхиайя – самообразование;
5) ишвара пранидхана – почитание Бога, личностный Бог.
— Асан (статические асаны);
— Пранаяма (крнтроль дыхания,жизненная энергия);
— Пратьяхара (контроль своих чувств и эмоций);
— Дхарана переводится как размышление,созерцание;
— Самадхи «слияние»
Обратите внимание на вторую ступень Нияма и на ее 5 принцип Ишвара Пранидхана, в котором говорится о почетании и веровании в Бога, Заметьте, здесь нет конкретного имени Бога. В священных индийских писаниях вы прочитаете примерно такое: «Совершенным, божественным существом создано все вокруг»,» Вечный, Чистый, Вечно свободный, Всемогущий, Всеведущий, Учитель учителей. Тот, из которого порождение, сохранение и разрушение вселенной, есть Ишвара(переводится как Бог).» Посмотрите, во втором примере описывается личностный, единый Бог. Здесь вывод ,по моему, только один, что существует Один Бог, Сотворитель всего. Как Его называть, Аллах, Кришна, Иисус, Шива и т.д. и т.п.,решать каждому из вас. Лишь бы только вера ваша в Него была сильной, искренней и порождала в вас желание быть добрым, хорошим человекам и творить хорошие дела.
В наше время существует много различных школ йоги и каждая представляет ее по своему. Поймите, йога существует тысячи лет и за это время много чего поменялось, от сюда мы и имеем: школы йоги, которые призывают к верованию в определенного Бога; школы, в которых присутствует дух атеизма; школы, где нет навязывания определенной религии. Существует йогатерапия, йогамантра,йога — джапа… Именно мантры и выполнение джапы часто путают с непринужденным навязыванием определенной религии. На самом деле, в йоге просто существует такая практика при которой, произносится часто имя Бога, эта практика позволяет достичь спокойствия и концентрации ума. И опять же какое имя Бога и какую молитву произносить, выбирать вам. Например, В нашей школе, нет акцента на определенную религию. У нас акцент на работу с телом и умом. Наша работа направлена на то , что бы помочь людям обрести физическое и духовное здоровье, разобраться в себе, обрести гармонию и спокойствие. Быть здоровым, счастливым, уравновешенным человеком, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром – вот цель нашего преподавания.
Надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться в вопросе «йога и религия» и теперь это не будет для вас преградой к занятиям йоги